ИСТОРИЯ БЫВШЕЙ ПОСЛУШНИЦЫ

Итак, расскажу свою историю.

По воле случая, мой духовник оказался чадом отца Наума, который, услышав обо мне (и моем "дерзком" желании попасть в монастырь), заочно благословил меня в Шубинку (нынче сие называется официально Малоирменка).

Все пошло как по маслу. Очень сильно мне помогла "въехать" в православие именно Игумения, за что я ей всегда была и буду благодарна. Откровение помыслов - это такое явление, которое можно сравнить лишь с помощью профессионального психолога. При этом формируется у "пациента" вполне стройное религиозное мировоззрение.

Находясь в монастыре, активно боролась со страстью депешизма, о чем подробно написала в своем дневнике.

Увы, когда стали промелькивать у меня такие помыслы, которые не удалось уместить в ПГМ, эта процедура (откровение) стала работать хуже. В итоге я почувствовала, что отныне уже "по-старому не будет". Пришла к выводу, что Матушка - это тоже человек, а, значит, обладает всеми свойствами ограниченности. Значит, ответы на ВСЕ вопросы она чисто физически дать не может.

Но и эта ситуация не свернула меня: оставался еще путь "молитвы без помыслов". Если отключить мозги и все время творить Иисусову молитву (мое правило было три тысячи в день), то иногда получается приходить в мирное устроение. Ровно до тех пор, пока некий сверх-навязчивый вопрос не столкнет тебя с ног чуть ли не физически.

Поскольку духовное водительство оказалось недостаточным, приходилось все свободное (если таковое было) время перелопачивать всю дозволенную монастырской цензурой литературу. Святитель Брянчанинов писал, что у Святых отцов - согласие между собой изумительнейшее. Поэтому я старалась найти ответ именно у них.

Когда ответ был все же найден и я знала теперь, как нужно в моей ситуации поступить, препятствие к Поступку произошло именно через монастырское начальство. История всей Церкви и все писания Отцов говорили мне, что мне показано только отшельничество (как подверженной ЛГБТшной страсти), а мне живущие вокруг люди говорили, что на это меня не благословляют.

az Как я убедилась, в пределах святой Руси нынче попросту упразднились иные монашеские виды жития, кроме общежительных. Запрет на отшельничество был государственным еще с восемнадцатого века...

Вопрос о благословении (о котором, кстати, также писали все Отцы) был болезненным. Тогда я решила, что коли уж человеческого благословения не будет, то благословить может Сам Бог. К тому же, мою решимость подтвердила мысль (именно мысль, а не "вырванная цитата") прп. Исаака Сирина о том, что Господь прощает любые ошибки, если они сделаны РАДИ НЕГО. То есть, даже если я впаду в прелесть, моя совесть по отношению к Богу будет чиста...

Вспомнилась мне одна суеверная православная традиция кидать жребий для узнавания воли Божией.

Как и ожидалось мною, выпало мне отшельничество. Плюс к этому был некий сладкий голос в самом сердце: "Бог не отвергает твоего усердия"    
Чтобы исключить человеческий фактор и максимально использовать способ Софрония Сахарова о "первом слове духовника", я пошла к нашей старице и спросила как будто "просто так": можно ли верить жребиям? И какое же "первое слово духовника" я услышала? МОЖНО!!!

Но, когда человеческий фактор был раскрыт и я рассказала, в чем дело, мнение старицы изменилось. Отсюда начались проблемы и с другими представителями монастырского начальства.

Я смирилась и стала просто выжидать, куда промысл Божий выведет дальше.

Буквально через полгода случилось в нашем монастыре НЕЧТО, что послужило мне конкретным знаком, что СЕЙЧАС ПОРА. Дело приняло уже ужасающие обороты. Я поняла, что своим присутствием могу навредить остальным сестрам. Появилась первая жертва. Бедняга заболела шизофренией. И Матушка знала, что я была виной тому...

Не смотря на то, что и в этом случае никто меня благословлять на отшельничество не собирался (и при этом сказали мне "справляйся здесь сама"), я рискнула снова бросить жребий. Выпало, что уходить необходимо именно сейчас, а благословение, мол, присутствует в любой проповеди Наума. Он часто говорил, что блудников лечат уединением.

Все сошлось, и я решила уйти после Пасхальной трапезы. О чем, кстати, честно сообщила Настоятельнице еще накануне.

Следует отметить, что на Пасху (как и на Рождество) у нас есть обычай раздавать всем сестрам записки с изречениями святых отцов. Таким образом мы узнавали волю Божию о себе, и каждый раз (как признавались сами сестры), изречения попадались им "не в бровь, а в глаз".

яйца
Мне попалось вот что: "ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИЛ - и попалось 33 рыбы великие". Я сочла  это знамением того, что есть благословение Божие на мое предприятие, а Матушка сказала, что совсем наоборот. Тем не менее, я ушла...

И первым шоком для меня стал момент, когда появились в плане моменты, мною не предусмотренные. По плану, я должна была дойти до Ордынска и прямиком отправиться на Алтай. Но случилось иначе: меня успели перехватить в пути сестры на лошадях - и план был нарушен. Меня доставили обратно в монастырь, чтобы снять все подрясники, и увезли домой к маме, возвратив все документы...

Я не сдалась сразу: предположив, что промысл Божий не хочет оставить меня без учителя в деле отшельничества, я предприняла поездку к реальным отшельникам на Кавказ.

История вышла такая.

tags:

ТРИ МЕСЯЦА НА СУХУМСКОЙ ГОРЕ

20 августа 2013 года меня доставили в Сухум к безрукой Ольге по благословению одного из кавказских пустынников, седовласый тезка которого в дополнение благословил меня большим деревянным крестом. На подвиг. Хотя в чем же этот подвиг?..

жж

Я попала к большому ребенку, и весь ее быт сразу напомнил мне чистоту детства. Малюсенькая келейка, где даже она сама не помещается из-за множества вещей и куда запрещен вход «неочищенным и непросвещенным»; скелетик голубя в птичьей клетке – «мощи»; игрушечный медведь на полу под красным углом с обязательной шишкой в лапах; нарисованный на стене ногой (или ртом) ангел; множество обработанных известью помоечных плошечек, для большей дезинфекции закопченных на электроплитке и покрытых сажей; и просто красивые картиночки повсюду, назначение которых – утешать в унынии.
Когда я тщетно пытаюсь разобраться в системе ее речей и вижу всю их неадекватность или предосудительность, перевожу взгляд на висящее рядом на дереве полотенчико с изображением улыбчивого и доброго мультяшного зайца – и мне все становится ясно: «будьте как дети». Это как будто не она все говорит, а этот зайчишка.
Называет себя Высшим Свидетелем. О чем свидетельство? На первый взгляд кажется, что о вреде электро-магнитоносителей, о «красном глазе» фотоаппаратуры, о «шесть-шесть» повсюду... Но, оказывается, что весь этот электронный камуфляж, которым облачается и облегчается мир, выражает именно непросвещенность людей: непросвещенность страданием.
Вот, к примеру, балуюсь «перед смертью» эсэмэсками на телефоне якобы для того, чтобы не свихнуться от уныния; а на самом деле здесь-то и сказывается мое нежелание мучиться от боли при отрезании «правой руки».
При моей великогрешной жизни утешительно было слышать ее удивительный догмат: «на падших великие дела Божии совершаются». Называет себя блудником, а потому и страдающей – значит, и спасающейся. Ей это было открыто в момент отчаяния...
«Все книжки говорят: блудникам никаких постов, никаких смирений и послушаний! Блудников нельзя стеснять!» Можно счесть это за бред умалишенной или хотя бы за самооправдание, но – удивительно – если перевернуть эти положения на 180 градусов, то получится абсолютно точная инструкция по борьбе с блудом. Снова «Зазеркалье», Алисе нужна осторожность.
Мне предоставили персональный домик, где я провожу ровно столько времени, сколько хочу. И тут-то открылся духовный закон: насколько дольше я дома, настолько сильно это мучает совесть. Борьба между эгоизмом и мыслью о ненужности. Чем я могу ей реально помочь?
Но для чего-то я же сюда послана?
Первый урок смирения и послушания: перемена одежд и обуви при приближении к ее местообитанию и тщательное омовение перед тем, как к чему-либо прикасаться. Микробы, повсюду микробы, спа-а-азмы от них, СПАЗМЫ!.. Если не хочу принести больше вреда, чем пользы, мне предстоит обучиться самодезинфекции (лучше, если при помощи хлора и извести). Отличное напоминание о своей мирской греховности, пыль которой я ношу на себе... Не в этом ли был смысл всех ветхозаветных омовений?..
Моя главная миссия оказалась выполнением небольшого массажа. То палочкой, то кончиками пальцев. При удачности моих манипуляций, тело Ольги резко дергается, как в эпилепсии: так сходит напряжение нервов. По Ольгиной теории, при расслабленных нервах легче выдавливать из себя блуд. Когда он выходит наружу в виде сгустков – наступает очищение. Этим и достигается цель, на это и направлена вся деятельность Ольги. Расслаблению мешают физические работы и пустословие; способствуют хорошее питание, сон и лежачее положение.
С питанием все очень загадочно. Утверждает, что ей нужно кушать хорошо (и жирно, и витаминно – чтобы и сыроядение, и мясное с молочным было), а сама ест мало, да и то как собака – все протухшее, намешанное и с очистками. Говорит, что нуждается в горячей пище; а когда я сварю, начинает кормить меня, утверждая, что она из-за болезни не может глотать. Ест всегда в мое отсутствие. Мне пришлось полтора дня тоже уносить свою еду к себе, т.к. после Ольгиного намешивания у меня при еде срабатывает рвотный рефлекс, борюсь с которым методом Иосифа Исихаста: не можешь съесть сейчас – сможешь, если проголодаешь до вечера или до утра. При таком способе выходит экономия продуктов в два-три раза.
22 августа меня заметил узбек, ранее ходивший к Ольге, и стал знакомиться и даже конкретно заходить ко мне в келью. К счастью, Ольга помогла разъяснить ситуацию: молодой человек узнал от нее о моей девственности и успокоился. Почему-то девство уже не в первый раз спасает от насилия...
Рассказывала о посте. Оказывается, она не против поста, а против чрезмерного поста. Ольга раньше постилась до смерти, но оказалось, что так нельзя: голова без питания не просветляется, а отмирает; а жизнь телу дана для того, чтобы человек очищался. «Умственный пост должен быть».
Говорит, что сейчас уже 15 лет как нельзя в храмы ходить, мы сами должны быть храмами, а Причащение должно быть духовное, о котором писано в «Невидимой брани». Я остерегаюсь быть ее духовной послушницей, ведь путь умалишенных персонален, ее путь подходит лишь к ней самой, а мне дано немного рассудка – и за него с меня спросится. Такие вот у меня помыслы.
Когда слушаю ее, Иисусова молитва не идет.
24 августа, суббота. Оказалось, до Собора рукой подать... Удивилась его запущенности и бедноте... Где ж те, кто утверждает, будто Церковь деньги гребет лопатами? Пение ужасное, в лампады льют подсолнечное масло...
Ольга в храм не ходила. К тому же я впервые раздражилась на нее, когда мне уже опаздывалось в храм, а она все болтала и болтала.
26 августа. Постоянно жалуется на смещение. Это явление духовного порядка. В обычном состоянии бес говорит слева, а ангел справа; когда происходит Смещение, бес нашептывает и справа тоже. Пойди-ка разберись да в прелесть не попадись! Приобретенный Ольгой опыт позволяет ей это смещение разглядеть. А мне?..
жж Иногда ей были и чувственные явления: когда ей было еще меньше пяти лет (когда еще руки были на месте), Господь Саваоф возложил Свою десницу на ее голову.
Во снах часто являются святые. Матерь Божия дала ей конкретные указания: жить на берегу моря, в горы не углубляться, а если надоест – сходить в то место, где Ольге оторвало руки. Говорит, что однажды в то место ходила; но так как не было с собой продуктов, из-за голода решила вернуться. В Сухуме прокормиться легче.
В горы запрещено потому, что там легче обнаружить нас вертолетами. Отшельники, берущие в горы сотовые телефоны, подставляют неберущих: и те, и другие будут выловлены. И будет страшное Посечение. Если пристрелят – это легкая смерть, но вот ножами если – стра-а-ашно...
Читала мне одну из своих проповедей, смысл примерно таков: « Постепенно, не напрягаясь... Будьте осторожны, в Церкви строят печь для жжения людей. Уходите на край города или в села, но близко к селам тоже не надо, там магнитные сотовые вышки стоят. Не берите с собой магнитов электронных. Возьмите с собой муку (хлеб), соль, сахар и масло, а также спички (а лучше зажигалку!). Увозите пропитание только на простых «Жигулях». В помощь – Тот, Чье имя недостойно нам глаголати, яко неочищенным от Дерзких».
Дерзкие и Наглые – это бесЫ. Выталкиваются они сознанием, которое быстрее приходит на одре болезни. «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог». Говорит: «Никаких подвигов! Только терпение Болезни!». Не могу не согласиться с предложенной ею логической цепочкой: здоровые должны работать на больных потому, что больным легче молиться – и за себя, и за здоровых.
Под видом выталкивания сгустков Ольга занимается обыкновенным кровопусканием. Постоянно твердит о прорезывании десен бритвой; говорит, что кровяные сгустки тянутся как сопли. Они не дают ей глотать. Если и глотается, то не туда; Ольгу рвет (я этого ни разу не видела) – питание к голове не поступает. Все эти объяснения слушать мучительно.
Держа бритву зубами, режет ногти на ногах. Похвасталась: «сегодня из пальца кровь шла алая, а не черная».
Почти не спит. Ангел сказал, чтобы спала днем, а ночью бдела. Любит повторять: «Бдите и молитеся». Однажды сказала, что 4 часа спать – это много. А мне стыдно, дрыхну по полсуток в ущерб всякой молитве... И не выхожу из мира, задерживаюсь в нем своим многоспанием и многосонием...
Путь Ольги нецерковен – не фарисейский. Возможно, во многом он ошибочен... Но как в миру говорят, «прав тот, кто искринен». А прп. Исаак Сирин писал, что ошибки, сделанные ради Господа, прощаются. Я долго размышляла о пути «ленивого брата» схимонаха Кассиана. Судя по словам м. Меркурия, Кассиан был эгоистом, предававшимся внешней молитве и отказывающимся работать. По словам же м. Константина, в конце жизни схим. Кассиан именно через молитву преобразился и смирился вплоть до преподобия... Путь, казавшийся отцу Меркурию ошибочным, привел все-таки ко спасению: все по словам прп. Исаака!.. Размышление об этом – верный путь к неосуждению (и самонаблюдению: искринен ли я?).
1 сентября дождь проливной начался еще с ночи. После воскресной Литургии сразу – под дождем – на рынок через все лужи вброд. Сложное послушание: требовать от продавцов взвешивать именно на Ольгины бытовые весы, которые я взяла с собой. Ольга считает, что использующие электронные «весА» пойдут все в ад, и отказывается кушать взвешенное на них.
Продавцы смотрели на меня как на дуру, большинство раздраженно отказывалось вообще продавать мне из-за такого моего странного условия... Объяснения не помогали. Одна продавщица вроде согласилась, но тут же перепроверила взвешенное на своих (увы, электронных!) весах. Я чуть не разревелась: «ведь она не будет теперь это есть!..» И решила от Ольги этот момент попросту утаить.
Еще мракобеснее вышла история с лимонной кислотой. Я купила ей (как и заказано) ее побольше, но – увы – на красивой пачке было правдиво указано, что лимонная кислота и Е-320 – это одно и то же. И Ольга стала требовать, чтобы я сдала обратно эти пачки и купила те, на которых этой страшной информации не указано: «хочешь раком меня заразить?». В то, что содержимое пачек ничем не отличается, она мне не поверила. Я же тварь непросвещенная, а она 20 лет трезвилась на постели.
Что это за трезвение, если подпускает к себе мужиков? Что за «шесть-шесть» в электронных весах и чем эти весы хуже электроплитки, которой она все-таки пользуется?
6 сентября. Поскольку у Ольги теперь новая плитка («красный глазок» я удачно ампутировала), досталась мне старая. Теперь готовлю себе отдельно. Заметила, что даже если чувства голода нет, позыв на пищу возникает от ее вида. Теперь у меня дома есть запас еды, и я искушаюсь съесть лишнее. «Не пецытеся на утрей» - сказано, однако Ольга вопреки этому бредит запасами, которые нередко и протухают.
Рассказывает, что однажды решила подвижничать и 40 дней ничего не пить. Вышло одно лишь сгущение крови и ничего больше. С тех пор решила питаться полноценно. И меня заставляет жрать мясо; я изо всех пытаюсь сделать так, чтобы хотя бы в постный день уклониться от этого.
9 сентября Господь послал мне удачу: бесплатный хлеб на помоечке по улице Ардзинба недалеко от столовой. Один кусок оказался совсем зановоженным, пригодился для компостной кучи. Еще пара кусков было с плесенью, их я закипятила в оставшемся от Ольги вареве. А остальные куски были как из магазина: встретились даже свежие полбулки и полбатона, учтиво положенные в пакеты.
Я и раньше многократно видела валяющиеся на улицах куски хлеба, но стеснялась брать, ведь люди сочтут меня за бомжа. Один раз даже видела кучку просыпанного сахара, килограмма полтора... Совесть до сих пор мучает: почему не собрала? А сегодня у меня дебют – и радость.
Если я нахаляву в доме живу и не зарабатываю денег, то чем я лучше бомжа?
Отец Виталий жрал очистки, а мне, как королеве, не приходится так смиряться, ведь с первого дня Ольга приучила меня овощи не чистить. Плюс к этому, не приходится их долго готовить: закипела вода – и достаточно: нужно экономить витамины. Свекла сырая оказалась вкуснее вареной.
Помню, на Кубани одна послушница пекла пирожки с рыбьими «пупками». Я решила тоже из купленной рыбы никаких запчастей не выкидывать; саму же рыбу пожарила Ольге.
10 сентября тяжко нагрешила: простудилась. Антисанитарность моя повысилась, о чем Ольга мне высказала без криков и побоев, а у меня «рог самолюбия» взыграл: начала огрызаться в ответ. Говорю: « Христос неумовенными руками хлеб ел: Он что, тоже непросвещенный?» А она как не слышит!.. Твердит свое – и все. Самое страшное то, что ее планка санитарии беспрестанно повышается из-за какой-то микробофобии; даже если все сделано как надо, она обязательно найдет к чему придраться: то уж слишком быстро руки мою, то между пальцами недостаточно сильно тру мокрой тряпкой (а только мылом), то вода после мойки рук стекает не в ту сторону. Вообще она мало доверяет умывальнику, на «всякий пожарный» потом дополнительно обливает мне руки из своего чайника. Это диагноз.
Сказала сегодня, чтобы я собирала на помойке хлеб для ее гостьи-собаки. Я утаила от нее то, что этот хлеб ем сама. Иначе бы я точно вылетела сразу кубарем из Абхазии. Я же ем микробов! Край непросвещенности!! Тупая!!!

Впрочем, проходя сегодня мимо валяющихся на дороге фруктов, поймала себя на том, что не беру их по причине сытости. А помоечный хлеб, получается, жрала только по гордости?..
11 сентября проспала Литургию, зато в отместку прочитала часы с изобразительными. И наконец-то почувствовала благодать!
Весь день решила протратить на себя: на уборку в доме. Окна и пол впервые смогла помыть.
Ольга заметила, что я к ней не иду, и высказала все, что про меня думает. В частности, что меня сюда бес прислал: мало того, что узбека у нее отбила, так еще и микробов порасплодила! Да, а главное – самолюбие!
Да, говорю, плохая я. Но ни одного моего слова она снова не была способна услышать. В общем, маленько поссорились; я даже стала подумывать, не выгонит ли она меня вообще. Вечером, однако же, я пошла к ней, приготовила еды и примирилась. Сразу стало хорошо.
На знакомой помоечке сегодня хлеба не оказалось, и я сильно расстроилась. Ругала себя за те разы, когда видела и не брала. Думаю, вот, никакой стабильной халявы я не достойна... На обратном пути с тоской вглядывалась в полупустую помоечку и тут-то совершенно неожиданно приметила белоснежный пакетик. Там было на целый килограмм кусков лаваша. Счастье есть!
14 сентября выяснилось, что к невниманию в молитве приводит суетливость помыслов и ускорение в чтении. Когда читаешь молитву по книге не вслух, глаза пробегают знакомый текст быстрее, чем если бы этот текст выговаривал язык. Поэтому первое средство – это чтение медленное, с остановками для осмысления, и шепотом. Ночное время дает ощущение «здесь и сейчас», значит, помыслы меньше суетятся; утром же торопишься на работы, а вечером – поскорее заснуть... Замедлению (и вниманию) способствует пение. Возможно, именно потому слово сильнее в песне, что оно медленнее произносится и больше акцентируется.
Выяснилось также, что практика одновременного чтения Иисусовой молитвы и правила несочетаема с полным сердечным вниманием.
Отец Константин в книге о молитве описал прием вставки между словами книжной молитвы своих собственных слов. Помысл мне говорит, что это действование несовместимо с нашим иноческим правилом вообще из-за большого объема последнего. Видимо, пустынники приняли направление по свт. Феофану Затворнику, которого читать мне и благословил брат отца Константина.
Ольга принялась с прилежанием меня смирять. Ругает, что не попрошайничаю на рынке. Говорит, я такая гордячка, что аж противно! По ее словам, она тоже начинала попрошайничать на рынке примерно в моем возрасте, и тоже было по гордости трудно решиться на это, но ей так благословили из-за ее блудного падения...
17 сентября едва нашла на помойке хлеб, да и то несъедобный: обгрызанные корки в пакете были завязаны со множеством окурков и сигаретным пеплом, который проник в хлебные останки до костей. Все же соблазнилась съесть попавшийся там кусочек булочки, и пепел долго хрустел на зубах. Совесть напомнила мне о святом, который собирал различные пищевые отходы, сушил их, измельчал и катал из них шарики, которыми и питался. Это чисто психологический прием, а отец Виталий Сидоренко справлялся без него...
Ольга первым курсом моего становления назвала тот момент, когда я поборю свой стыд и начну на рынке клянчить. О столь высокой планке я и не мечтала; это бьет по моему больному месту прямо, т.к. с детства болела я страхом просить.
Рассказала мне свой сон: видит три куска сыра, принадлежащих игуменье С., два из них хорошие, а третий – грязный. Ольга просит: «дай сыру!». Матушка же забирает оба хороших куска, а Ольге бросает грязный... Услышав этот сон, я обрадовалась: «так это ж я грязная!».
18 сентября впервые принесла с рынка бесплатных порченных овощей и фруктов, разделила их на рагу и компот, наелась сама и Ольге отнесла. Такая довольная была!.. еще и потому, что удалось за полцены принести брынзу от Ольгиной знакомой. Радостная, рассказываю Ольге. А она как давай ругаться!.. Ух!.. Закончила на том, что я своим приездом ее только стесняю, что лучше бы не приезжала вовсе, что ей необходимо одиночество (чтобы блуд выдавливать палкой между ног), а при мне (разве я виновата?) она только болтает и от болтовни сбивается. И я удалилась.
21 сентября оказалось (сказал священник), что Ольгу слушаться нельзя.
22 сентября. Если промок под дождем помоечный хлеб, не унывайте! Поджарьте его на масле и получите отличный деликатес к праздничному столу!
31 сентября случилось со мной огромное психическое искушение, заключающееся в потере веры. Ходили на Иверскую гору, и батюшка в доказательство истинности РПЦ показал мне «Неиссякаемый колодец»: мол, атеисты всегда пытались опровергнуть его чудо, но не смогли. «А что же там такое капает?» - с отчаянием спрашиваю я. «Дождь сверху просачивается» - смущенно предположил он. Ну вот, думаю, сам проболтался: неужели стоит удивляться тому, что вода в колодце всегда есть? Это обычный резервуар... Никакого чуда нет... А может, и Бога нет? Религия стала казаться не более чем психологической игрушкой...
колодец Потеря веры тяжело подействовала на мою психику. Пропал всякий смысл жизни, душа захлебнулась от боли и безысходности. Что-то сломалось в голове и болело. Каждая мысль отдавалась новой болью. Тем более что не переставало противоречие; душа искала хотя бы психологического оправдания веры, но и его не находила.
И я собралась уезжать. Замуж. А Ольге сказала, что меня пригласили в Кожеозерскую пустынь жить. Она кое-как, но смирилась...
И вот, несмотря на очень позднее время, Ольга подошла к окну и стала меня звать. Я вышла – и она таких вещей мне наговорила, что я подивилась: как это Господь ловит меня уже у самого края пропасти! Откуда Ольга узнала о моем намерении ехать замуж, если мы с ней уже договорились, что еду к отцу Михею? Думала обманом уехать от нее, а она разоблачила! Это мне показалось явным ответом Господа на только что совершенную молитву: «если Ты есть, сделай что-нибудь, чтоб я поверила!..» Говорю «показалось» потому, что уже не понимаю, в какой реальности я живу – реальна ли она? Существую ли я, если Бога нет?
Исцелилась я тогда через Ольгу. А на следующий день, уже с чувством обретенного Бога, напоследок наслушалась любимой музычки – и пошла продавать сотовый телефон. Все прошло как по маслу: купили тут же, даже часу не простояла. В голове была ясность, ведь Господь доказал Свое существование – и я приняла решение остаться с Ольгой.
8 октября, т.к. Ольга много дней подряд говорила о том, что сейчас дело номер один – это баня, я думала о том, как ее устроить на месте, никуда не выезжая. Заручившись наперед Ольгиным благословением на это дело, я приступила к постройке: всего-то нужно было через окно вывести трубу от железной печки, соорудить две внутренние стены и сделать слив. Притащила с рынка 10 кг цемента, несколько часов таскала к месту кирпичи, какие где нашла; но, как только я начала заделывать слишком огромный для бани оконный проем, Ольга прибежала и раскричалась, что: 1) нельзя заделывать проем, т.к. для нее главное – это свет и воздух; 2) вообще здесь, оказывается, не место для бани (хотя накануне ведь уже договорились!), т.к. рядом хранятся продукты; 3) да и в принципе, сейчас грех думать про постройку бани, т.к. антихрист уже пришел и Конец Света со дня на день ожидается. Я впала в бешенство, как никогда. Ольгу, как и предсказывалось пустынником, мне захотелось поколотить. Никакие аргументы она даже слушать не была способна. Короче, я домазала разведенную порцию раствора (вышло на три кирпича) и удалилась. Ольга кричала, чтобы я и эти кирпичи убрала, ведь каждая дырочка важна, а я буркнула: «ничего, не задохнешься!» и ушла к себе. Вечером Ольга сама пришла мириться.
11 октября принесла с рынка целую сумку порченных бесплатных помидор и весь день варила из них томат на зиму. Работа эта затянулась надолго, так что и к Ольге не было возможности прийти. Ольга не выдержала и часа в три дня сама подошла к моему забору, увидела на моем пороге помидоры и раскричалась. Долго кричала, так как приняла помыслы о том, что я ее бросила, а еду собираю себе. Я специально ей ничего не отвечала, чтобы вполне выявить всю ее непрозорливость, пока не закончила процесс протирки горячих томатов через сито. Тогда я принесла ей оставшуюся кучку сырых помидор и разъяснила ситуацию, что, кстати, удалось не сразу, так как во гневе у Ольги пропадает всякая возможность слышать.
18 октября несколько раз таскали с Ольгой мандарины у соседа. Это грех, поэтому стала молиться, чтобы сосед мандарины поскорее собрал, дабы не было у Ольги искушения снова давать мне сие послушание.
Снова бывают припадки потери веры. Сейчас стою вот у Ольги, слушаю ее «раны» и режу грибы, а самой так больно, что слезы из глаз литься не перестают. Ольга ничего не замечает абсолютно...
На днях чуть не рехнулась с ней. Она стала противоречить самой себе. Вроде уже договорились, что я сделаю так и так, а через пять минут она меняет свое решение и орет на меня за то, что я по своей непрозорливости не приметила этого в ней изменения... Ну тогда Ольга мои слезы увидела и стала трактовать их в том плане, что «эти твари» так ее повредили (то бишь, церковники), что даже на мне это стало отражаться. При подобных столкновениях с Ольгой начинает сильно болеть голова. Как тут не сойти с ума?
Стоит описать и ее концепцию «очищения» от блуда. Говорит, была такая одна тут монахиня, которая советовала ей не думать о блуде, т.е. отгонять блудные помыслы. Ольга попробовала – получилось! Но потом как будто стало хуже, и она вспомнила притчу о возвращении семи злейших духов. Ольга сделала умозаключение: если не мастурбировать (это она называет «выдавливать гадюку»), то нечистота (как она говорит, семя) не выходит из организма, а скапливается в нем и загрязняет. Говорит, какой-то батюшка благословил ей палку ногами держать, коли рук нету... Еще рассказывает удивительный случай, когда один старец благословлял послушникам рукоблудие – только б утром меняли одежду, чтоб в оскверненной в храм не заходить. Мол, накопление семени – естественный процесс при принятии пищи, а ведь мы не можем не кушать – помрем!.. Я спросила, каким же образом выдавливать блуд. Ольга засмеялась и говорит: «Однажды смотрю – младенчик блуд выдавливает в кроватке... Значит, это дается всем от рождения». А еще однажды, говорит, в ее присутствии монахи заговорили о рукоблудии, потом старший спрашивает: «а если рук нет?» - и смотрит, смеясь, на Ольгу.
Вот и мне советует (благо, что не приказывает) бросить воздержание, а если сама не умею – найти мужчину, но только такого, у которого нет «эрнета» (интернета). «Иначе, - говорит, - твое скопление семени и на меня повлияет».
На теме блуда у человека съехала крыша конкретно. Сначала я не понимала, почему Ольга, подобно Гитлеру, смотрит на форму черепа. Выяснилось, что, по ее мнению, у круглолицых мужчин половые органы толще. Поэтому мужчины с овальным лицом Ольгу не устраивают...
Когда ее переполняет любовь к какому-нибудь птенчику или зверюшке, у нее один комплимент: «Ах ты, мой писюнчик!»
Говорят, крыша на эту тему у Ольги съехала по причине изнасилования. Она не виновата...
Именно необходимость ежедневной мастурбации не позволяет Ольге причащаться. Говорит, что всю жизнь протратит на «очищение», а перед смертью причастится. При этом как бы забывает о собственном убеждении, что причащаться уже 15 лет как нельзя, ведь в Церкви антихрист... Кажется, сие кредо об антихристе является лишь самооправдательным успокоительным, а не истиной.
7 ноября. Когда сегодня пошла к Ольге, она издали еще услышала мои шаги и разоралась, что я ее измучила, чтоб я оставила ее в покое. Я покорно удалилась. Но орать она не перестала. Наоборот: подошла поближе, чтобы лучше мне было слышно. Удивленные соседи вышли и смотрели на нее удивленно. Когда случилась небольшая пауза в Ольгином гневном монологе, я спросила: «Что плохого я тебе сделала?», на что она ответила тихо: «Не знаю».
А это было как раз после того, как я нашла впервые интернет-зал около рынка (недавно открыли, видимо) и просидела в скайпе около часа...
К вечеру она несколько успокоилась – и я смогла с ней хоть немного поговорить, пытаясь объясниться. Спрашиваю: «Как же по-медицински называется твоя болезнь (блуд)?» Говорит: «Шехоцендрия». А ведь я ж уже специально смотрела это слово в интернете: поисковик лишь вылупил на меня удивленные глаза и сказал, что даже ни одного похожего слова не знает.
Говорю, покажи мне место в Писании, где сказано, что "если военные зайдут в храм – в церковь ходить нельзя". Говорю, я в Писании такого места не видела. Отвечает: «Мафия часто убирает из Библии такие места».
Свое психическое повреждение отрицает полностью ("это тебе твари-бесы нашептывают, что я чокнутая!"), но вот само слово «повреждение» у нее чуть ли не любимое. При этом всю вину даже своих ошибок и грехов сваливает на окружающих. Помню ее фразу, однажды в споре о бане сказанную: «Подожди! Мне трудно думать! Палка в голове мешает!». Хотелось бы проверить энцефалограммой ее состояние, но ведь это реально лишь на вязках: электроника ее «пробивает», она не дастся добровольно!..
Было и мне «откровение» (выражаясь Ольгиным языком) по поводу милосердия. Даже на исповеди раскрылась эта связь: если на животного идет гнев, то и на человека будет; уже два раза один и тот же грех: «раздражалась на Ольгу и на кошку». Замечала в себе кратковременное желание во гневе кошку прибить – а потом, смотрю, и на Ольгу такое желание приключилось. И я пришла к выводу, что гнев реально лечить и в одиночестве, если вместо ближнего учиться милосердию на животных. Вот каждый раз Ольга рассказывает о своем обучении: «Ну вот, сегодня опять целую ночь не спала, бабочек хоронила!». Часто рассуждает о том, что человек пред Богом – букашка, поэтому и мы должны спасать попавших в воду муравьев...
8 ноября пришла мысль самооправдания: игумения С. говорила, что если я выдержу Ольгу, стану святой; значит, чтобы не считать себя святой – нужно уехать.
20 ноября подошел ко мне тот самый сосед, который предоставил мне мое бесплатное жилище и провел в него свет, и предложил мне отличную работу: за 500 рублей в день собирать его мандарины. Те самые, которые Ольга благословляла мне воровать...
Пречистая богородица молилась, чтоб Господь сподобил Ее быть хотя бы служанкой у Той, Которая родит Спасителя, - и Господь решил родиться именно от Нее. Преподобный Паисий Величковский молился, дабы найти себе наставника, - и стал сам наставником для многих. Я молилась, чтобы скорее сосед убрал свои мандарины, - и честь их собирать выпала именно мне.
Первый день я работала, как в раю. Девять часов без перерыва на обед. Лишь затемно пришла к Ольге и сообщила ей сию радостную весть о том, что нашла-таки работу. Ведь накануне мы как раз обе мечтали найти свой заработок, дабы не надо было «унижаться перед этими тварями» и клянчить у них... Все было тихо и спокойно.
Во вторник посреди моего рабочего дня Ольга стала кричать из-за забора, чтобы я несла ей каждое второе ведро. Я сочла неразумным ее слушаться и продолжала спокойно свою работу. Ольга разгневалась ни на шутку, орала, что «это все мое!!!». Крики продолжались до вечера, так что мне даже было страшно идти к ней, но я все-таки пошла, сварила ей чего-то и для разъяснения ситуации сказала, что хотя сосед и разрешил брать себе мандаринов сколько хочешь, в рабочее время я не могу ей их таскать. Спрашиваю: «Сколько тебе принести их?». Она призналась, что их у нее уже предостаточно и так, однако, «это дело принципа: как так, Настя – моя слуга – работает на моих врагов?».
После сего я баловалась в келье жребием, дабы хоть таким образом сохранить исчезающую мою веру. Выпало мне идти замуж, но уезжать я должна не самочинно, а когда Ольга сама выгонит. Ну вот, думаю, вряд ли скоро сие случится...
Однако, это случилось на следующий же день... Трое суток орала Ольга мне выметаться. Ровно до тех пор напало на нее сие беснование (якоже и рычати в голосе), пока я не купила билет в Россию.
Лишь когда я сообщила ей о покупке билета, стал отходить от нее бес. Стала Ольга понемногу успокаиваться и принимать благие помыслы. К вечеру она меня уже нахваливала на все лады.
И если б не знамение со жребием, можно было б, как и всегда, спокойно жить дальше вместе, но – жребий брошен, билет куплен! Это дело веры! Я чувствовала, что если потеряю веру в жребий, потеряю веру и в Бога, у Которого я просила править жребием. А это было бы потерей всего, самоубийством...
Итак, помирившись с Ольгой и исполняя до последней минуты отъезда все ее просьбы, я вернулась в Россию...


Ну и чем все закончилось?..

tags:

СТАРЕЦ НАУМ БАЙБОРОДИН

Отец Наум, бывший духовник авторов нашего сайта, и поныне принимает в Троице-Сергиевой Лавре желающих "узнать волю Божию".
Мы знаем, что у него существует множество недоброжелателей, по причине чего его духовные чада стремятся оградить Батюшку информационно (даже бояться при людях называть его имя) и физически (строятся отдельные хоромы на деньги все тех же чад духовных).
Одной из первых "проболталась" игумения Ксения, выпустив в одной из своих книжек биографию старца со многими фотографиями.

Более аналитично и критично подошел к делу Николай Митрохин, рассмотрев на примере старца Наума явление русского православного старчества как такового.

наум

У старца Наума есть еще одна яркая отличительная черта.
При первой исповеди архимандрит Наум тщательно вытягивает из Вас все Ваши блудные грехи во всей их красе, количестве и качестве. Подробности являются необходимыми.
Помню, он "чертил" на ладошке схему естественных дыр у девушки, чтобы помочь мне более однозначно ответить на вопрос "девственница ли я".
Еще в детстве читала, что этот прием используют психотерапевты. Дело не в том, чтобы раскаяться и почувствовать себя плохой (видела примеры, когда исповедницы даже гордились своей "бывалостью"), а в том, чтобы между тобой и старцем-психоаналитиком установилась наиболее доверительная атмосфера полного доверия. Как правило, в первый раз старец никогда не ругает (какие бы гадости про себя Вы бы ни рассказали), в результате чего и создается ощущение "обретения отца". Таким простым методом Наум входит в душу, чтобы впоследствии Вами легче воспринялось данное им послушание. 
Но данная практика фактически противоречит правилам Церкви "не вспоминать блудные грехи по их виду". Ведь любое воспоминание может послужить поводом к повторению греха в мысли.
Впрочем, действительно, случались случаи, когда времени и желания у о.Наума на такие разборки не было, и визит к нему оканчивался просто сходу назначением на то или иное послушание. Полученные указания могли даваться на всю жизнь. Так, что впоследствии "чадо" своего отца не видело ни разу больше.
Молодежь в станице Запорожская обрабатывалась учительницами (чадами отца Наума) в том русле, что "раз уже вы побывали у старца однажды - этого достаточно для спасения".
В последние годы функцию "тотальной исповеди" о.Наум передал двум своим помощникам-в-епитрахили, которые помогают непосредственно в преддвериях наумовской приемной.
Однажды спросили архимандрита Наума о количестве его духовных чад. И он ответил: "Вот если взять полное ведро воды и вылить из него воду, то то, что останется - вот все мои настоящие духовные чада". При этом остается загадкой - по каким критериям старец делит чад на истинных и неистинных тогда, как на деле сам же отправляет их пожизненно куда-нибудь на Камчатку или в Сибирь, чтобы больше с ними никогда не встречаться...
Как отмечают, в последние годы старец перестал отвечать практически на любые вопросы. Единственное, что он сейчас говорит - это творить Иисусову молитву. Это послушание относится как к мирянам, так и к епископам, которых у Наума уже штук восемь среди духовных чад...

Учение старца об Иисусовой молитве

tags:

ИГУМЕНЬЯ КСЕНИЯ О СТАРЦЕ НАУМЕ

из книги "простые беседы о пути к Богу" КСЕНИЯ Интеллектуальные знания Университета толкались в мою мятущуюся душу и производили еще больший погром. Поэтому Господь и вывел на совсем другую духовную площадку, где началось выстраивание душевных сил. Из всей замусоренности и неправды помог выбраться батюшка, старец Троице-Сергиевой Лавры, отец Наум. 
Впервые я попала к батюшке по благословению игумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в 1979 году. Увидев во мне полный туман и
отчаяние, она кротко сказала: 
- Поезжай к отцу Науму, он умный, он тебе поможет.
Первая встреча с батюшкой была в его маленькой приемной, битком набитой народом. В ней, с одной стороны в уголочке, принимал добрый старец, архимандрит Кирилл (Павлов), и 
все ожидающие старца были как-то особо благочестивы, уже управлены в жизни своей. С другой стороны – было местечко для батюшки, отца Наума, и его ожидали все больше такие, как я, взлохмаченные душевно, измученные умственными раздорами в себе, или в слезах от проснувшегося осознания своих грехов, склонившие свои головки многие женщины. Так что батюшка в шутку говорил: хоронить меня придут только сумасшедшие и блудницы. 
Так хорошо запомнилась эта полутемная комнатка, одно окошко и два великих старца, распахнувших души свои, чтобы выйти навстречу горю и страданию людскому, еще не нашедшим своего успокоения и разрешения.
С удивлением оглянувшись в мою сторону, батюшка подозвал меня и спросил: ты откуда?
- Меня к вам матушка игумения прислала. Я из Пюхтицкого монастыря.
- Из монастыря? А что ты раньше делала?
- Училась в Университете.
- И ты доучилась? - изумился батюшка, видимо, сразу почувствовав во мне «свою» подопечную. А затем батюшка спустился «на дно» моего сердца. Пройдясь по всем его темным и 
тайным закоулкам, не укоряя, а помогая увидеть, батюшка возвращал точку опоры, которая была расшатана всеми ветрами грехов. И настолько трудно нам, разбалансированным, удержать ее, что каждый раз, приезжая к батюшке на исповедь, ждешь этого укоренения, этой Пасхальной радости обновления. 
Следующее хирургическое действие старца: «обрубить все хвосты», чтобы никакая привязанность к миру не помешала родиться и рождаться в Духе. И как же больно было отрывать, и как же трудно до сих пор доходить до правды о себе, это знает каждый.  Спускаясь с нами в эту «бездну», батюшка помогает выходить из нее, скажет доброе слово, 
ободрит и выстроит новую тропиночку, навсегда оставаясь самым родным «строителем души». Молитва Иисусова вместе с покаянием явилась и является просто озонатором воздуха души, настройкой на внутреннюю правду и основой жизни. Но она не так проста, как кажется, и поэтому называется художеством, искусством из искусств. Именно она особенно проникновенно и чисто начинает звучать после батюшкиного «промывания». 
(...)
В 2008 году исполнилось 50 лет служения о. Наума в Лавре. Он помнит стареньких монахов, собиравшихся из закрытых монастырей. Они отличались простотой и неученостью, и «как дети, - рассказывал батюшка, - легко впадали в отчаяние».
- Погибаю! – с надрывом кричал монах, которому приснился какой-то сомнительный сон. – Погибаю, спасите!
С простодушной и детской верой, они были верными «воинами» Церкви Христовой. 
- Старые монахи очень любили службу: с палочкой, еле идут, а тянутся к храму, - рассказывал батюшка. 
- Они… всё пережили, и вера их была удивительна, - вспоминал архимандрит Матфей (Мормыль). 
В то время духовником Лавры стал архимандрит Петр (Семеновых).
(...)
О. Петр застал подвижничество старца Силуана, помнил, как тот был экономом, удивлялся его огромной силе, не раз видел, как тот с легкостью подхватывал по мешку в каждую руку и переносил их на нужное место. Не говоря уже о подвиге молитвы и покаяния…
Наш батюшка, сибиряк, тоже сохранил до сих пор крепость и веселость силача. Исповедывался, как пришел в Лавру, отцу Петру. С тех пор прошло уже полвека. Но какая душевная чуткость и любовь ко всем раскрылась в нем на пути монашеского подвига, об этом мы знаем, и этим держимся.
Вспоминая свою юность, он удивляется:
- И как я попал в женский коллектив? Я всегда страшился, боялся женщин. Когда в дом к маме приходили женщины, я убегал и не выходил, пока не уйдут. А теперь и ругаю, и говорю строго, а они так доверяют: «Я вот тебе могу сказать грехи, а другому никогда не скажу». А я ей и говорю: «Вот ты сказала грех, а Ангел его вычеркивает»…
(...)
1927 года рождения, батюшка попал в призыв, который указом Сталина на фронт не был отправлен, а распределен на обучение для офицерского состава кадровой армии. 
Родился в далеком сибирском крае, деревне Малая Ирменка (прежнее название Шубинка), Ордынского района, Новосибирской области.
Он получил направление в 1944 г. в 36-й взвод, в школу радиотехников (с очень сложным названием). Школа была эвакуирована в Ригу из Одессы, и вся служба заняла 8 лет, один месяц и 17 дней.
До сих пор батюшка помнит все технические характеристики тех или иных приборов, ставя в тупик нередко и крупных специалистов и ученых с большим самомнением, но с налетом небрежности к простым и фундаментальным истинам. Давая задачки посчитать, сколько кирпичей уйдет на строительство храма, батюшка наблюдает, как справляется испытуемый и, подшучивая, заключает: «Да, умишко у тебя небольшой», или, услышав неожиданно быстрый и верный ответ, радостно удивляется: «А как же ты посчитал?» 

наумчик В кадровой армии батюшка не остался, а поступил в Политехнический институт во Фрунзе. Занятия начинались с часу дня, а до уроков он успевал забегать в храм. Недаром говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает», так и получилось. Случайно забежал в храм, а там бухгалтер Порфирий, рассматривая журнал Московской Патриархии, стал читать, что в России действует 8 семинарий, и одна из них в Троице-Сергиевой Лавре. Коля вдруг сразу почувствовал: «Это - моё». Вернулся домой и говорит:
- Мама, надо поступать в семинарию.
- Надо, – твердо сказала будущая схимонахиня Сергия.
Она умерла в 1982 году, и многие духовные чада батюшки хорошо ее помнят: мудрой, доброй и мужественной. 
«Когда они еще жили в Сибири, то много читали Жития Святых - книги были большие, старинные, в кожаных переплетах. И вот однажды стук в дверь, на столе лежала раскрытая книга - Жития Святых. В те времена осуществлялись специальные рейды по изъятию книг, икон - и мама испугалась: «Ну, что делать?» Завернула книгу в полотенце и сунула в подойное ведро. Спокойно пошла открывать:
- Проходите, проходите, я только ведро коровам вынесу, и вернусь, - и вынесла ведро в коровник. 
- А они искали, искали, так и не нашли... 
Многие хорошо помнят и няню батюшки, которая умерла не так давно (в 1996 г.), в постриге – монахиня Мария, молятся за братьев и сестер батюшки, которые умирали от голода в те страшные 30-е годы: Михаил - в 6 лет, Димитрий в 2,5 года, Мария – в 3,5 года, Елизавета в 1,5 года, Батюшка архимандрит Наум с мамой - схимонахиней Сергией.еще Елизавета в 5 лет, Зинаида в 2,5 года, остался один Николай, о котором мать молилась: 
- Матерь Божия, а этого оставь Тебе служить.
(...)
В 57-ом году, из далекого города Фрунзе, благословением матери и настоятеля храма отца Александра, батюшка приехал в Троице-Сергиеву Лавру. 
Только зашел на территорию Лавры, как его встретил преподаватель семинарии и спросил: 
- Ты куда приехал?
- В семинарию поступать.
- Хорошо. Пойдем со мной, – и сразу отправил в столовую, а потом уже стал разговаривать.  Об этой «детали» батюшка сам рассказывал, вспоминая, насколько добрые и естественные отношения возникали между преподавателями и студентами. Наступило время экзаменов, и все бы хорошо, да по-немецкому получил двойку. 
- «Иду по Лавре, расстроенный. Вдруг встречаю ректора семинарии:  - Ты что, солдат, голову повесил, что такой грустный?
- Да вот, двойку по-немецкому получил.
А он возмутился:
- Как это так? Солдат войну прошел, надо немедленно принять!
- Так меня и зачислили!»
Проучившись полтора месяца в семинарии, батюшка подал прошение в монастырь.  Уйти в монастырь, когда молодежь дружными рядами вступала в компартию, поступок неожиданный и неординарный. Как, впрочем, и вся жизнь батюшки в Лавре не стала монотонным служением ради спасения себя только, а вовлекла такое множество людей, что и попасть к батюшке трудно, но душа чувствует, что нужно, и стоит длинная очередь каждый день, молясь: «Помоги, Господи!»

Батюшка рассказывал:
- Монахов было мало, работали много. На клиросе – регентовал один о. Тихон, на проповедь выйти было некому, так что о. Феодорит говорил по три проповеди в день: на ранней, поздней Литургии, да еще и на Акафисте.
Вскоре в монастырь стали поступать молодые послушники, получая семинарское и академическое образование, с искренним желанием глубокого изучения Священного Писания и путей 
Промысла Божия. 
Пока были летние каникулы в семинарии, батюшка во время послушаний, а ему часто приходилось быть за ящиком, за все лето выучивал все тексты паремий наизусть, все, что нужно было знать для следующего года обучения. И нам все время говорит:
- Больше учите! Раньше монахи древних монастырей знали все Евангелие наизусть, кто и Псалтирь, а кто и всю Библию! 
Но те первые годы жизни в монастыре были полны встреч с легендарными для истории Церкви людьми. О спорах митрополита Петра (Полянского) с Тучковым Е. А. батюшке рассказывал келейник владыки, иеромонах Гавриил (Лихоманов), сопровождавший его в ссылку.
(...)
Монашеский постриг Николая Байбородина был совершен 14 августа 1958 года, а имя дано в честь преподобного Наума Радонежского.
- Отец Наум, наставь на ум, - сначала просьба с надеждой, а теперь горячее прошение о помощи разбросанному и теряющемуся в мечтаниях, зачастую поврежденному образованностью, нашему нуждающемуся в помощи уму.
- С какой силой идет на тебя лавина помыслов, ты также вооружайся противостоянием и не мечтательной, а покаянной молитвой к Богу. Всякое мечтание – беседа с диаволом. Едет девушка в электричке, а сама улыбается, что-то вспоминает, о чем-то мечтает. Трезвение дает силу уму, а мечтательность рассеивает.
В свои первые годы жизни в монастыре батюшка был келейником отца Федора. Отец Федор вспоминал:
- До Наума у меня был келейник, который решил: «Вот, буду поститься сорок дней». Постился, постился, да из монастыря ушел. Я ему говорю: «В монастыре самое главное – послушание, ходи на послушание». Ничего не понял. Второй пришел, говорит: «Я буду читать каждый день по Евангелию, как преподобный Серафим Саровский». А я ему говорю: «На первом месте – послушание». Опять ушел. Приходит третий – отец Наум. Сделал себе скамеечку, сядет в уголок в свободное время и читает Иисусову молитву. Один раз пришел, смотрю, будильник за окном стоит, а он сидит, молитву читает, чтобы тиканье часов не отвлекало. А так, на все послушания бегом, на учебу бегом, все вовремя, все хорошо! Ну, думаю: «Что ж из этого получится? Вышел - раб Божий, а я – никуда не гожий»…
Защиту кандидатской работы после окончания Духовной Академии принимал архимандрит Тихон (Агриков), магистр богословия. С наработанным материалом батюшка не расстается всю жизнь. Углубляя и расширяя свои знания, он «не дает дремать духовным чадам». Книга об Иисусовой молитве - проповедь непрестанного умносердечного «делания» - наша настольная книга.
История, антропология, апологетика, догматика - темы, близкие и изученные по разным учебникам. Свои энциклопедические знания батюшка «вкладывает нам в сердце», создавая напряжение «высоковольтной линии», но и наблюдая, чтобы гордость не затуманила самомнением.
наумчик С некоторой даже беспощадностью к себе, несет батюшка подвиг покаяния и служения миру, а мы согреваемся его близостью к Богу и тоже учимся внимательной исповеди, помня предупреждение: 
- Когда идете на исповедь к духовнику, молитесь Матери Божией, Иоанну Предтече, чтобы Господь их молитвами положил на сердце духовнику, в чем воля Божия. 
Но самое главное, чему мы не перестаем удивляться, так это разнообразию стратегических методов отвоевывания грешников у падшего духа.
Как-то я встретила у батюшки одну монахиню, на которую очень обижалась из-за ее некрасивого поступка. До этой встречи я рассказывала батюшке о своих переживаниях, и вот лицом к лицу мы столкнулись в приемной. Стараясь не смотреть в ее сторону, я слушала, что говорит старец. Но один рассказ сменял другой. Батюшка с меня глаз не сводит, все говорит, а прямо ей про ее поступок ничего не говорит. Я все больше начинаю недоумевать: почему же ей батюшка ничего не говорит?
- Ты мало читаешь, - слушаю его легкий упрек и вдруг начинаю «включаться». Я мало «читаю» из того, что мне сейчас хочет сказать батюшка, и вдруг начинаю понимать: я должна 
сейчас все при ней сказать.
Моя решимость, родившись, стала искать поддержку. И тут батюшка начал рассказывать про военные действия, как во время Великой Отечественной войны были распланированы нападения с воздуха, и что атаки очень точно рассчитывали, иначе можно бомбить впустую…  Все понятно! Это план, как мне выстроить свой рассказ. Немного подумав, начинаю 
говорить о том, что произошло, в чем суть ее ошибки, как я это понимаю, но тут меня начинают захлестывать эмоции! Это был удар! Конечно, я не права, слишком доверяю себе и с 
легкостию осуждаю. Стало стыдно. Весело прищурив глаза, батюшка улыбнулся, а потом просто и доброжелательно разобрал ее ошибку, и она сама увидела свое упрямство, а я свою нетерпеливость…
Но многие обижаются: «Как меня батюшка отругал! За что? Я давно исправилась. Я уже не такая!» Но кто принял, сердечно поскорбел, или, как говорят Святые Отцы, поплакал о себе, тот хоть немного, но прикоснулся небесному утешению. 
- Кто может смиряться, того мы смиряем, а кто не может, перед тем мы смиряемся, - еще один подвиг служения батюшки. Ибо, одно дело - просто исповедывать, а другое - воспитывать.
- Ты хочешь в рай? - спрашивает батюшка посетителя.
- Да, вроде хочу, - отвечает.
- А ты как хочешь туда попасть? Вот в городе висит Доска почета. На ней фотографии. А пьяницы взяли бутылочку и распивают, папироски курят и ждут, может, их тоже сфотографируют и повесят на Доску почета. Так хоть десять лет могут сидеть, а не попадут. И ты, как они? Надо соответствовать, не рожденный водой и Духом не войдет в Царство Небесное…
А дальше батюшка берет меч духовный и расчищает пространство, в котором жить светло. Для каждого оно – свое, для монашествующих в постижении премудрости 
Святоотеческого наследия и смирения: 
- Каждый день читайте Священное Писание. «Итак, она звалась Татьяна». Кто написал? Пушкин, это ты знаешь. А кто такой был Мардохей? Не знаешь? Жития Святых за год надо прочитать. Еще не прочитала Добротолюбие? Почему вы так мало читаете? Симеона Нового Богослова два тома, Исаака Сирина «Слова» надо знать. Два года надо плакать, тогда сердце смягчится, сердце должно быть милующим, - любит повторять батюшка…
И идет к батюшке нескончаемый поток ожесточенных и измученных, и мы в этом потоке, уже согретые и утешенные. И сколько бы мы не возвращались к «своим» проблемам, они всегда есть и будут, и с помощью батюшки и его благословения разрешаются и разрешатся.

tags:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top