РАЗМОНАШИВАЕМСЯ ГРАМОТНО

Ступени ресоциализации.

Советы родственникам.

Вирусная православная литература.


Итак, мы окончательно приняли “помыслы исхода в мир”, но в мире сем нас ждут будни при не всегда нас ждущих православных друзьях и даже близких родственниках. Много лет родители могут питаться гордостью на своем приходе: “а вот у меня-то дочка - монахиня!”. Не сподобившиеся сего эксклюзивного православного счастья завидуют по-черному тем, у кого есть “молитвенник за род”, но вот - нашла коса на камень...

расцерковление Если верующий мирянин пропагандирует внешне свою исключительность в виде бородатости, платочко-юбочности, жестами рук, поклонами, то монашество стоит справедливо именовать пропагандой исключительности внутри самой исключительности. Человек во всем черном, максимально скрывающий достоинcтва своего тела во имя неких высших целей, взявший на себя “обеты” невольно заставляет оглядываться на себя с почтением и надеждой. Чин святости по имени “преподобный”, является наиболее популярным не только при статистическом анализе святцев, но и в числе современников решившихся достичь бесстрастия.
Грамотность процесса расцерковления из монастыря, по-нашему, лишь в одном: в качестве жертвы, заберите от церковной организации все полезное, что она может Вам дать, пусть даже недобровольно. “Мне казалось, что в плане трудоустройства я - универсальный солдат, но на поверку смог работать лишь подсобником” - такие признания мы слышали чаще всего от расцерковившихся монахов, отбывавших свой срок с юности или молодости.


расцерковление

Наместник монастыря игумен Артемий (Снигур), коллектив при автокране: крановщик и стропальщики. Зима 2005. Строительство Троицкого Собора в Новосибирске.


Начнем с малого, с профессиональных навыков. В моем случае эти тенденции были очень красноречивы. Размах стройки монастырских подворий по Ордынскому району достиг потребности в собственном автокране. Конец лихих девяностых еще не был столь яро покрыт плесенью коррупции, и по этой печальной причине водитель дизель-электрического крана на базе МАЗ должен был иметь обязательное удостоверение крановщика. Корочка сия не покупалась никакими православными задабриваниями, и нашему герою, и монастырской организации пришлось выделять время и средства на его обучение с экзаменами.
Так получилось, что со временем герой-крановщик впал в искушение дерзости и непослушания начальству. И вот, когда обе стороны, наконец, созрели до обоюдного решения в расставании, то послушник услышал от наместника Артемия чудную и самодовольную речь: “А я тебе удостоверение крановщика не отдам, так как на получение его тебя благословил отец Наум!”. Так и осталась бумажка сия гнить в монастырском сейфе.
Все оставшиеся были впервые вразумлены мстительной православной логикой старца Наума: “То, что тебе дала наша РПЦ МП, принадлежит строго ей - и никому более!”. Мы впервые недоумевали от зложелательства нашего руководителя в спину уходящему. Впрочем, молчаливым знаком согласия большинства явилось именно наше согласие оставаться жить дальше под таким руководством. Типа сам “Бог” против личного выбора “в обратную сторону” даже для непринявшего монашеские обеты.

Инокине размонашиться сложнее.

Сложнее в плане меньшего спектра трудовых специальностей. Попробуем их перечислить по максимуму. В отличии от женского, в мужском монастыре можно получить строительные, водительские, компьютерные навыки. Это объясняется размахом деятельности по стройке и реставрации непосредственно братией монастыря, возможностью заочной учебы в семинарии (последнюю все тяжелее завершить успешно при невладении ПК). расцерковление

Больше фотографий тут.

В женском монастыре, в принципе, можно получить все вышеперечисленное, но с гораздо меньшей вероятностью. Особенно в последнее время, тяжелый физический труд на стройках и восстановлении храмов делигируется гастарбайтерам из средней Азии, менталитет которых сильно препятствует общению - тем более, общению с молодыми инокинями. Монашеское послушание в качестве водительши имеет сильный спрос по причине “надежности” исполнителя, который в состоянии проявлять на практике эту надежность. Монахиня за рулем всегда имеет пачечку денег на бензин, на поручения за покупками. В отличии от продвинутых транспортных компаний, GPS-контроль над перемещением монастырского автотранспорта осуществляется только в голове игуменьи, ну, может, еще и благочинной монастыря. Тем временем, дорога в мегаполисе изобилует “искушениями” в виде молодых мужчин или простой бесконтрольностью. Для сохранения панибратских отношений с подружками-коллегами по монашескому чину, водительши часто впадают в покупки дезодорантов, печать фотографий, чего-нибудь вкусненького к дням рождений и к “дню ангела”, “дню пострига”. Ну а чтобы инокиня фанатела от профессии мазутчика-ремонтника - такого нам вообще не встречалось. По сим причинам, водительское послушание в монастырях чаще делигируется священникам, наемникам и, конечно, благочестивым православным папам, которые обретают полную психическую гармонию от реального пребывания рядом со взрослой дочерью и “служения слабому полу”.
В период расцвета монастырских приютов и попыток отделов РАНО контролировать ситуацию РПЦ была вынуждена командировать монахинь на получение хоть заочного - но все же педагогического - образования. На сегодняшний момент, эта волна прошла, прошла еще и по причине факта помехи настоящих педагогических навыков в православном воспитании. Чему еще может научиться в монастыре девушка? Конечно, и грубо говоря, это пению псалмов, росписи яиц и пошиву формы одежды для бездельников профессиональных - батюшек.
Гувернантка, обслуга церковно-административного аппарата. Разумеется, храмы и корпуса должны сиять чистотой, а праздничные трапезы должны быть по-максимуму вкусными, “утешения сестер ради”. Великое множество человекодней участия на клиросе, разумеется, “ставит” голос, в смысле, делает его более выносливым, что может пригодиться для работы с людьми. Чем старее гость-архиерей, тем больше у него особенностей в болячках или предпочтений по причине, скажем, диабета.
В виду полного отсутствия феномена “прозорливости” у православных сотрудников всех уровней и званий, дурить клиента церковных лавок принято по-максимуму. Не важно, в каком Дагестане и из насколько фальшивого золота сделаны крестики - важно, что освящены. По признанию самих иконописцев, все является делом ловкости рук, да и только. Православному менеджеру будет все равно, имеете ли вы благословение на иконопись или нет, насколько вы сильно постились при написании лика. Главное - качество работы. То же самое касается навыков швеи. Здорово, если под предлогом тяги к совершенству послушнице в монастырской швейной удастся проработать принципы.
расцерковление

Вторник светлой седмицы 2002. Монастырь в с. Козиха, Новосибирская митрополия РПЦ МП.

Игла благодетельская, или советы родственникам.

Разумеется, советовать родственникам верующим нам особо нечего, ибо там кроме стандартного клейма демонизации в духе “предатель Господа, Которому трижды бросал ножницы и обеты” ничего не наличествует. Даже решивший порвать с системой послушник, чаще всего, обречен выслушивать вариации о взявшемся за плуг и оборачивающемся вспять. Верующие родственники размонастырившегося, чаще всего, склонны продолжать идеализировать великую и типо очень стройную “систему поставки преподобных”. Им не верится, что там больше невозможно находиться от груза преступлений и противоречий без соответствующей душевной ломки себя или вовсе без шизофрении. Опора на верующих родственников маловероятна по причине зацикленности на службе детей лишь в церковной структуре. Им наплевать, в какой монастырь возвращаться, но лишь бы в монастырь; пусть и в отстойную провинциальную, но в семинарию. Так что ограничимся рекомендациями светским родственникам.
Во-первых, старайтесь питать по-максимуму земные интересы жертвы православия. Присылайте типа “для братии” соответствующую литературу и всякие безгрешные (в смысле, нравственно-нейтральные) штучки. Скажем, учебники с билетами по ПДД, диски с тренажерами. Узнав, чем увлекается ваш знакомый, присылайте ему всякие пособия. Не важно, что это - справочник штукарура-маляра или лицевой свод иконописца. Важно надрессировать адепта получать регулярно нечто полезное по почте, вместе с этим процессом будут дрессироваться и монастырские цензоры, через которых проходит входящая корреспонденция. Не так много, возможно все сложнее достать православные книжки, после прочтения которых можно прийти к расцерковлению. Словом, приучите-приручите замонашенного принимать нечто от Вас в принципе. Впоследствии это даст замечательный шанс дать-подбросить то, что нужно.
Вирусная православная литература, воспитывающая начатки критического мышления, появлялась благодаря людям смелым, которым нечего бояться в плане смещения с должности. Самой эффективной, на наш взгляд, является книга “Мучение любви. (Архимандрит Лазарь (Абашидзе) 2005”. Автор, после многолетней практики сдерживания и строжайшего руководства ко спасению братии в монастыре Бетания (в Грузии), полностью отказался от продолжения игуменства, описал свои размышления в этом гениальном сборнике статей и служит рядовым священником на приходе (по нашим данным). В каждой главе, не смотря на кажущийся евангельский дух, обозначен конкретный фактический духовный тупик, из которого нет практического выхода. “Пагубность и душевредность” от прочтения сего труда была столь очевидна, что в монастырях имени архимандрита Наума (Байбородина) она была занесена в ранг немедленно сжигаемых, как и любые тексты Кураева. Также на автора сих строк в свое время оказала огромное влияние, казалось бы, обычная аналитическая брошюрка без единой картинки, а написавший её монашествующий священник теперь мягко “подвинут” из столицы в область. Ввиду тоталитарности контроля патриархии над издательствами и системами распространения, на переиздание её, хоть и крохотным тиражом, можно смотреть скептически.
Вообще, именно при критическом подходе к толкованию действительности, вода на мельницу расцерковления из монастыря прекрасно изливается из самих патериков. Более погромные и обличительные строки несоответствия стоит искать в относительных современниках, с головой пытавшихся достичь “уровня покаяния древних отцов”. Яркий примером являются труды монаха Паисия Святогорца (Эзнепидиса), который решил, в конце концов, дистанцироваться от пребывания в общежительных монастырях и предпочел давать советы толпам приходящих в типо отшельническую келию. Достоинства его текстов или воспоминаний о нем в том, что совместить несовместимое ему так и не удалось. Руководимые им женские монастыри и миряне не смогли отказаться от удобств-достижений, что дала наука и техника.
расцерковление

На двух снимках настоятельница Николо-Клобуковского монастыря игуменья Варвара. Пение панихиды по матери архимандрита Наума прекрасно сочетается со съемкой на смартфон не самой дешевой модели. Лето 2013.

расцерковление

Игуменья монастыря… принимает решение о видеофиксации факта концерта молодых мальчиков перед сестрами.

расцерковление

расцерковление

Монах обречен за послушание записывать летопись идеологических праздников обители с помощью совершенно земных достижений. Видеозапись праздников и концертов.

Сугубой победой над “умным деланием” является принятие в качестве подарка цифрового фотоаппарата. Сия штуковина невольно заставляет обладателя вести некий ленивый дневник, и это, как ни странно, бесценная вещь в нашей задаче. Глядя на запечатленные события, на сопоставление прошлых амбиций и ожиданий с реальностью, можно очень скоро прийти к расцерковлению. Пожалуй, это основной тезис, который склоняется нами по всем публикациям. Простое перелистывание страниц собственного жития, в котором нет ничего сверхъестественного, должно сопоставляться с тем, что постоянно озвучивается в храме, из уст духовника и настоятеля. Призывы “подражать в жизни угодникам Божиим” должны опираться хоть на некую практику онлайн. По сути дела, продолжать практиковаться можно лишь в “возрождении духовности после большевистского ига”. Цель сия, конечно, никогда не будет достигнута, но весь смысл в средствах. Огромные средства на качественное восстановление или строительство жертвуются как избыток сверхприбылей отдельных особей, склоняющихся к аналогичному крутому вкладу в свою посмертную участь себя и своего родственного клана. Любые монастырские производства, даже безналоговые, но помноженные на коэффициенты уныния и непослушания, выходят незначительно прибыльными, во всяком случае, никак серьезно не могущими конкурировать с мирскими предприятиями на основе возмездного труда. Как правило, сами благодетели и епархиальное начальство привыкают к динамике роста обители вширь и врозь. На определенном этапе освоение поступаемых средств непосредственно монашеским коллективом становится неисполнимым. Как правило, все патриархийные монастыри принеслись в жертву закономерному духу времени. Монахи, выбившиеся в кое-какие специалисты, располагаются на ключевых жизнеобеспечивающих должностях: трапезная, алтарь. Все остальное оккупируется полными противоположностями. При размахе строек и полевых работ женский монастырь наполняется рабочими, иногда даже более эффективными (по сравнению с пьющими славянами) гастарбайтерами-мусульманами. расцерковление расцерковление

Православные девушки фертильного возраста в мужском монастыре на уборке картофеля. Подсознательный, а иногда и вовсе честно декларируемый мотив - найти “малострастного” мужа-христианина, как характерная черта. Новосибирская митрополия РПЦ МП, сентябрь 2013.

расцерковление

Автор проекта rascerkovlenie.ru в левом дальнем углу телеги, в черной телогрейке.

расцерковление

В тракторной телеге. Судя по шрифту, послушник читает Евангелие на славянском или Псалтирь.

расцерковление

В начале становления обители привлечение “сестёр” считалось, пожалуй, самым безумным и невозможным искушением. На монастырском поле. Осень 1999.

Монахов, испытывающих радость от прополки огорода, один-два на весь монастырь, аналогично с прочими немаскулинными ремеслами и мифами полной самодостотачности “мужицкого царства”. Смысл удаления из мира полностью размывается, если обитель обретает финансовые рычаги влияния на окружающую действительность. Если бы мифологические преподобные основатели монашества являлись из потусторонности в мир сей, то наверняка их лик возможно перекосился бы от увиденного.
Качественная промышленная обувь вместо лаптей, автомобили и трактора вместо лошадей, связь без голубей, освещение без лучин. Промышленное кухонное оборудование вместо печек и котлов над огнем. Какие еще воплощенные мечты средневековья не разделяют современные монашествующие? Еще в конце девяностых, мы наблюдали монастырских обладателей аудиоплееров, обладателей именно ради исключительно благочестивых целей: прослушивания православных лекций, песнопений и, как ни странно, монашеского правила. Прецеденты с последним практиковались при поводах к “путешествиям”, а честнее сказать, чтобы не так было стыдно за свою православность в общественных местах.
расцерковление

клирос

расцерковление
Именно на эту слабейшую точку, как фикции в “инаковости не от мира сего”, исключительности в глазах окружающих и стоит указывать по-максимуму тем, кому мы желаем помочь.

Комментарии   

+1 #1 Сергей Романюгин 16.12.2014 13:21
Привет Миша! Я жил с тобой в Козихе в одной кельи. Когда о.Александр сбежал). Не долго.Егерь из Бердска)) После того,я как сбежал с монастыря,долго ещё деградировал по церквям,пока в 2008г. не *размонашился*) ) и стал атеистом.Было конечно тяжело...Все от меня отвернулись. 12лет жизни потерял. Адаптироваться социально не сумел. Даже жену-атеистку проблема найти)).Замкнут ость и мрачность на всю жизнь остались. Поэтому спасибо за этот сайт и за твою работу. В Козихе ты умел ставить вопросы о жёсткости и глупости системы.Это мне потом пригодилось. Про тебя вкратце понял. А личная жизнь есть? Или поведенческий стереотип монаха сохранился?)) Хотя ты всегда выглядел философом-роман тиком)) Напиши,что нибудь если вспомнишь.
Цитировать
+1 #2 Александр 20.12.2014 16:41
Также хочу выразить благодарность за этот сайт!
Цитировать
0 #3 Андрей 05.03.2016 07:03
Почитайте житие юр. Андрея, про Вас там сть один эпизод! Жаль Вас братья, ангельское житие вы променяли на мрак и темноту...Не поняв смысла монашеской жизни и соответственно не познав её прекрасных плодов, будете скитаться как Каин по земле не зная себе покоя!!! Увы но у всех у нас один конец - смерть, после которой вы уже точно ничего не измените...Пока йтесь, пока есть время!!!
Цитировать
0 #4 Алия 11.12.2016 10:02
Уважаемый Андрей, единственное, а может и нет, что ребята потеряли, это годы жизни, как и я впрочем, зато приобрели богатый опыт и критический, что очень верно, взгляд на важные вещи. Ну а христианство не что иное как синкретизм религий, и, больше, пожалуй, митраизм чем христианство, поскольку никем из христиан не исполняется то, что написано в евангелиях (мы умолчим о разных позднейших вставках), даже различными "еретиками". А Ваш юр. Андрей, может быть авторитетом только для темных бабулек ну и для Вас конечно, поскольку и сам по евангелию не жил никогда, а лишь по мистическому, никогда никем не виданному и не читанному церковному преданию. Я в течение многих лет лелеяла надежду ознокомится с пресловутым преданием, ну конечно безуспешно, поскольку ну нет его и все тут. Ну а монашество это всего лишь выдумка Васи Великого, который ничего то и не исполнил сам из всего что придумал, ну а раз так, то и никто не обязан исполнять.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top